Как выбрать компрессор? Разбор от «Инструменталь»

Как выбрать компрессор? Разбор от «Инструменталь»

Устройство поршневого компрессора достаточно не сложно и доступно пониманию. Велосипедный насос, которым мы все (или почти все) пользовались в детстве, яркий образчик поршневого компрессора. Добавим к насосу ресивер (накопительный сосуд) и привод в виде электродвигателя с кривошипом и вот простенький компрессор готов.

Но прогресс не стоит на месте, производители осваивают всё новые конструкции и типоразмеры, поэтому на рынке представлены различные модификации поршневых компрессоров:

  • одностороннего действия
  • двустороннего действия
  • одноступенчатые
  • двухступенчатые
  • масляные
  • безмасляные
  • прямоприводные
  • с ременным приводом т.д.

По производимому давлению воздушные компрессоры подразделяются на:

  • компрессоры низкого давления (от 5 до 12 бар)
  • компрессоры среднего давления (от 12 до 100 бар)
  • компрессоры высокого давления (от 100 до 1000 бар)

Из всего этого разнообразия компрессоров, в быту и большинстве производств, мы применяем воздушные компрессоры низкого давления.

Коаксиальные воздушные поршневые компрессоры

Компрессор ременной ELITECH, 2,2кВт,КР100/AB360/2.2

При реализации коаксиальной схемы ось электродвигателя совпадает с осью коленчатого вала компрессора и передаёт вращение посредством эластичной муфты, которая компенсирует несоосность, поглощает вибрацию и т.д. Конструктивное исполнение такой компоновки более компактно в сравнении с реализацией ременного привода. Такие компрессоры не обладают большой производительностью и оснащаются асинхронными двигателями с частотой вращения 2850 или 1450 об/мин.

При коаксиальной компоновке трудно добиться эффективного охлаждения двигателя и компрессорного блока, а продолжительная работа на высоких оборотах уменьшает ресурс цилиндро-поршневой группы. Коаксиальные воздушные поршневые компрессоры рассчитаны скорее для бытового применения.

Воздушные компрессоры с ременной передачей

Ременная передача в компрессорах применяется для снижения оборотов, за счёт отношения диаметров шкивов. Ведущий шкив в несколько раз меньше ведомого, при этом спицам ведомого шкива придают такую форму, при которой создаётся принудительный обдув рёбер охлаждения компрессора. Кроме того ременными передачами оснащаются двухпоршневые/двухступенчатые компрессоры.

Блок компрессора оснащён двумя цилиндрами разного диаметра, воздух предварительно сжимается в одном (первая ступень) и передаётся для окончательного сжатия в другой (вторая ступень). Такая схема применяется для достижения рабочего давления более 8 атмосфер при производительности более 500 литров в минуту.

Агрегаты с ременной передачей удобней в обслуживании, ремонте и защищены от перегорания двигателя при заклинивании компрессора (ремень проскальзывает). Ременная передача способствует увеличению ресурса компрессоров и снижению шумности в процессе эксплуатации.

Воздушные компрессоры бывают масляные и безмасляные

Компрессор масляный ELITECH, КПМ 200/24

Безмасляные компрессоры построены из материалов с низким коэффициентом трения и процессе эксплуатации не нуждаются в смазывающем веществе.

Использование безмасляных компрессоров вызвано необходимостью применения сжатого воздуха, в некоторых случаях, без какого- либо содержания масла (аэрография, финишная окраска, накачка не маслостойких изделий и т.д.). Безмасляные компрессоры нашли своё применение при периодическом использовании и не тяжёлых условиях эксплуатации в домах, дачах, частных гаражах и т.д.

Время их использования ограничено 9-12 -ю минутами в час, а превышение лимита чревато перегревом и выходом из строя агрегата. Сфера их применения - не интенсивная деятельность. Ресурс данного типа компрессоров, при соблюдении инструкции, достигает одной тысячи часов.

При небольшом габарите и весе, такие аппараты обладают оптимальным соотношением цена - качество, а отсутствие необходимости следить за уровнем масла- приятный бонус для владельца таких аппаратов. Это небольшие и не мощные приборы.

Масляные воздушные компрессоры

Масляные компрессоры, в процессе своей эксплуатации, требуют применения специального компрессорного масла, которое при этом расходуется и требует контроля уровня смазывающей жидкости. Масляная система компрессора снижает трение в узлах и агрегатах компрессора, что обеспечивает надёжную, долговременную и экономичную работу прибора.

Кроме функции смазывания, масляная плёнка производит герметизирующее воздействие в цилиндро-поршневой группе. Этот эффект наблюдается в “убитых” двигателях внутреннего сгорания, которые “жрут” масло канистрами, дымят, но при этом не теряют мощности.

Масляные компрессоры, в отличие от компрессоров безмасляных, уже допускают использование приборов в течении нескольких часов в день (смотрим инструкцию). При ежедневном использовании они обладают ресурсом около 7000 часов.

Ресивер

Это металлический баллон в котором запасается сжатый воздух (продукт работы компрессора) и расходуется по мере потребления. Обычно ресивер используется как рама для монтажа электродвигателя, компрессора, управляющей и предохранительной аппаратуры и колёс с ручкой для удобной транспортировки компрессора.

В ресивере воздух охлаждается, осаждается масляная взвесь, выравнивает пульсацию давления, происходит запасание энергии сжатого воздуха, что положительно сказывается на сохранении ресурса. Ресивер оснащается манометром (для визуального контроля давления), предохранительным клапаном (для аварийного сбрасывания давления при отказе прессостата), сливным штуцером для удаления конденсата.

Контрольные приборы

Компрессор воздушный автомобильный ЗУБР 61125

Любой воздушный компрессор оснащается контрольной и управляющей аппаратурой:

  • манометр
  • прессостат (реле давления), реагирует на снижение давление в ресивере и включает электродвигатель, при набирании нужного давления-выключает
  • ресивер и компрессор соединены воздуховодом в который вмонтирован обратный клапан для снятия давления с компрессора когда он не работает
  • на выходе из ресивера устанавливают редуктор с манометром для получения необходимых параметров давления сжатого воздуха
  • иногда устанавливают дополнительный вентиль для снабжения максимальным давлением
  • трёхфазные двигатели, свыше четырёх киловатт, для снижения нагрузок на сеть, могут оснащаться переключателем “звезда-треугольник”
  • датчик температуры головки

Более сложные агрегаты именуются насосными станциями

Как выбрать компрессор

Для выбора компрессора надо определиться, какие задачи он будет решать и в каких условиях, с какой интенсивностью он будет работать. Если приобрести маломощную машину с маленьким ресивером, то компрессор работая без остановки быстро выработает свой ресурс, а при покупке излишней производительности, которая не будет востребована- деньги на ветер (сжатый воздух). Рациональная покупка- это принятие во внимание многих факторов и условий.

Основной параметр для рассмотрения, это производительность. Прочитав описание и инструкцию, полезно обратить внимание на рекомендации производителя или поинтересоваться у знакомых, которые эксплуатируют подобный агрегат ( по научному-метод прецедента). Примечательно, что расчеты по потреблению сжатого воздуха в нашей стране и за рубежом отличаются.

Наши методисты считывают расход при максимальном потреблении, а зарубежные с учётом перерывов, разница в цифрах может быть в несколько раз. Представляется очевидным, что при постоянном большом расходе сжатого воздуха, поршневые компрессоры не будут справляться и следует обратить внимание к более производительным типам компрессоров.

Эксплуатация и техническое обслуживание

Компрессоры, как и другие механизмы, требуют технического обслуживания и устранения неисправностей. Грамотная эксплуатация, залог безотказной и долговременной работы любого агрегата. Некоторые особенности при эксплуатации воздушных компрессоров. Компрессор должен располагаться в чистом (не пыльном) и сухом помещении.

Масляные компрессоры устанавливают на ровную поверхность, чтобы обеспечить нормальную работу системы смазки. В этом отношении безмасляные компрессоры более неприхотливы, так как не требуют установления уровня смазывающего масла.

Первый запуск производится без нагрузки, с открытым выпускным краном, чтобы дать трущимся деталям покрыться масляной плёнкой и немного притереться. После нескольких часов работы необходимо сменить масло и протянуть крепёжные соединения, тем самым убираем из системы смазки заводскую пыль и возможные частицы металлообработки.

По инструкции, через определённое количество часов наработки продуваем воздушный фильтр- облегчаем работу поршневой группы и немного экономим электроэнергию и ресурс электродвигателя и самого компрессора. При ежедневной работе, периодически (раз в 10-15 дней) сливаем конденсат (читаем инструкцию).

Система очистки воздуха и фильтры требуют периодического обслуживания. При оседании толстого слоя пыли на рёбра охлаждения головки ухудшается охлаждение компрессора, не стоит дожидаться срабатывания датчика перегрева. При подборе компрессорного масла, заглядываем в инструкцию. Масло, это то, что продлевает компрессору жизнь, есть мнение , что автомобильное моторное масло слишком высокозольное для компрессора.

Возможные неисправности воздушных компрессоров.

При уменьшении подачи воздуха, одной из причин может быть проскальзывание приводного ремня, вследствие растяжения, износа, замасливания. Пониженные обороты электродвигателя, падение его мощности, перегрев может наблюдаться при пониженном напряжении.

Двигатель не выключается. Срабатывает предохранительный клапан. Причину следует искать в неисправном прессостате (реле давления). Производители стараются подробно описать правила обслуживания и ухода за оборудованием, как правило в инструкции описываются самые типичные неисправности и способы их устранения.