Газонокосилки и мотокосы: типы, устройство, триммеры

Газонокосилки и мотокосы: типы, устройство, триммеры

Дача. Кто не мечтает о даче? Шашлыки, отдых, общение, оздоровление. Это упрощенный, поверхностный подход. Конечно, если у вас есть средства и специально обученные люди трудятся на ваше благо, поддерживая уголок живой природы в чистоте и порядке- это один случай.

В классическом варианте, дача, это тяжелый труд, больная поясница и отсутствие свободного времени. Дача- очень точное определение великого и могучего, если рассматривать этот термин как отглагольное существительное. Дача, отдача, отдавание…. и т.д.

Дача требует внимание и ухода, средств и здоровья, нервов и выдержки. Там постоянно что-то происходит, какая- то движуха, кто-то кого-то убивает: воробьи мошек, кошки воробьев, собаки кошек, кур, ежей …. И складывают свои трофеи вам на крыльцо. Собаки, похоже стоят на вершине пищевой дачной цепочки.

Дачи имеют свойство зарастать. Всем. Травой, кустарником, мхом, крапивой и т.д. Чтобы хоть как-то поддерживать участок в приличном состоянии, с этой растительностью необходимо вести борьбу.

Если вам повезло и ваш участок ровный, еще не заставлен малыми архитектурными формами и не зарос вековым кустарником, то есть поддается механической уборке, мы принесли вам благую весть - мотокосы и газонокосилки.

“Проснулись, лето прошло”- скажете вы.

“Вот именно”- скажем мы -”магазины снижают цены”.

Типы газонокосилок

Газонокосилка механическая 405 мм, GRINDA 8-422105

Конструкции газонокосилок довольно разнообразны (в некотором смысле и классическая ручная коса- газонокосилка). Триммеры, газонокосилки и мотокосы, это не одно и тоже. Попробуем разобраться.

Триммеры

Триммеры- переносной, электрический инструмент, оснащенный длинной штангой, которая позволяет управлять режущей головкой не сгибаясь. Триммеры, часто путают с мотокосами, у которых двигатель расположен в верхней части штанги, а вращение на режущую головку передается гибким валом. У триммеров, наоборот, двигатель расположен внизу и режущая головка крепится прямо к валу электродвигателя.

Триммеры не оснащают мощными электрическими двигателями (в среднем до 600 Ватт) и максимальный диаметр лески применяемый в этих агрегатах, составляет 1,6 миллиметра.

Резание происходит эластичным элементом, который не разрушается при столкновении с камнями и другими твердыми препятствиями.

В этом преимущество триммеров перед классической ручной косой и газонокосилками. Триммеры способны окашивать трудные, неровные, каменистые участки, где невозможно применение стального инструмента.

Используют этот недорогой инструмент для ухода за участком, пока сорняки не выросли в кустарник, а также для стрижки мягкой газонной травы.

Встречаются модели триммеров оснащенные колёсами для возможности более ровной стрижки газона и избежать необходимость постоянно держать триммер на весу.

Выигрышное преимущество триммеров в простоте, легкости и небольшой стоимости.

Для обслуживания более серьёзных зарослей необходимо увеличивать мощность двигателя, а значит его габариты и вес, что ведет за собой увеличения веса всей конструкции. При увеличении веса инструмента, поднимается вопрос комфорта эксплуатации (эргономики) и соответственно распределения тяжести элементов (развесовка).

Двигатель размещают в верхнем конце штанги, а вращение режущей головке передают гибким или жестким валом, который проходит внутри штанги. Но этот инструмент уже называется мотокосой.

Мотокосы с электрическим двигателем

Конструкция мотокосы (то есть двигатель на коротком плече уравновешивает режущий элемент с кожухом, на длинном), позволяет увеличить её мощность.

Мотокосы оснащаются электродвигателями мощностью до 1300 Ватт, при том что самые популярные и многочисленные модели все таки- киловатники.

Современные электрические мотокосы комплектуют защитой от поражения электрическим током и системой плавного пуска, чтобы уберечь, не всегда мощную дачную сеть, от скачков напряжения, которые, как известно, вредны для электронных приборов.

Всем хороши электрокосы: и работают тихо, и обладают достаточной мощностью, и не требовательны при эксплуатации и хранении, но все эти достоинства проявляются только там, куда дотянется электрический провод.

Автономность и мощность, так необходимая этому виду инструментов- это уже мотокоса с бензиновым двигателем.

Мотокосы с бензиновым двигателем

Бензиновая газонокосилка ELITECH К 5000В

Самые мощные мотокосы с бензиновыми двигателями, обладают мощностью до 4-х лошадиных сил и естественно, это тяжелые профессиональные модели для каждодневного продолжительного использования, с увеличенным ресурсом режущих элементов и самого бензинового 4-х тактного двигателя.

Бытовые модели гораздо скромнее и обходятся одной “ лошадью”, часто двухтактной, для которой требуется специальная подготовка топлива, то есть, смешивание бензина со специальным моторным маслом для двухтактных двигателей.

Эти сложности вызваны особенностями системы смазки двухтактных двигателей, вернее его цилиндро- поршневой группы.

Двухтактные двигатели просты конструктивно (что отражается в их стоимости), могут раскручиваться до 14000 оборотов в минуту, способны работать в различных пространственных положениях.

Вместе с тем, ресурс их в два раза меньше чем у четырехтактных двигателей внутреннего сгорания, а сгорающее масло наносит вред экологии, к тому же разведенная бензино-масляная смесь обладает сроком годности, около двух недель (будьте внимательны).

Еще одно сомнительное качество двухтактных двигателей, это их прожорливость, ведь бензино-масляная смесь не полностью сгорает в цилиндро-поршневой группе, а выхлоп не соответствует экологическим стандартам “Евро”.

Производители двигателей предлагают всевозможные решения этих задач: изменение системы смазки, системы подготовки топливной смеси, компромиссы, когда четырехтактный двигатель работает на бензино- масляной смеси и т.д.

И пока мы вникали в тонкости конструкций двух и четырехтактных двигателей, а также особенности систем смазки, похоже, потихоньку наступает эра аккумуляторного инструмента…..

Элементы мотокосы (штанги и редуктор)

Производители не балуют конструктивным разнообразием штанг, а предлагают всего два, но отработанных варианта:

  • прямая штанга (способна передавать большой крутящий момент, посредством жесткого вала, но для придания режущей головке нужного угла наклона необходимо применение редуктора);
  • изогнутая штанга (с применением гибкого вала)

Валы вращаются в подшипниках и центрируются по длине втулкам.

Важная конструктивная особенность штанги, это возможность её разъема для хранения и транспортирования.

Цельные штанги дешевле, но разъемные гораздо удобней (кто сталкивался с проблемой перевозки громоздкой, двухметровой мотокосы, тот оценит эту комфортную опцию).

Консистентная смазка редуктора с конической зубчатой парой, требует пополнения примерно через 50 часов работы (смотрим инструкцию) и для этой операции, в редукторе предусмотрен болтик, открутив который можно реализовать смазочные, регламентные работы.

Понижающий редуктор может быть использован при возможности применения, в качестве режущего инструмента стального дискового ножа, для получения большего крутящего момента.

Рукоятки мотокос

Широко применяется два типа рукояток:

  • петлеобразная (замкнутая, D - образная);
  • велосипедная (U- образная

Петлеобразные рукоятки устанавливают на более дешевые и маломощные мотокосы, но они дают возможность работать в ограниченном или стесненном пространстве, где невозможно манипулировать велосипедной рукояткой с широким хватом.

Велосипедными рукоятками оснащают мощные профессиональные модели,

для работы на больших территориях. Несомненно, велосипедная рукоятка с широким хватом дает возможность лучше контролировать положение режущего элемента, который вращается от мощного привода.

Системы крепления и управления бензиновой мотокосы не позволяет этим типам рукояток быть взаимозаменяемыми.

Рукоятки и системы подвеса мотокос, поддаются регулированию под физические данные оператора, а эластичные антивибрационные элементы, призваны сделать эксплуатацию инструмента более комфортным.

Режущий элемент

Газонокосилка роторная GRINDA GLMP-43

Пластиковая триммерная головка, которой оснащаются мотокосы, выполняет функции автоматической катушки (бобины), на которую наматывается режущая леска различного диаметра и формы сечения.

Концы лески (один или два), выступая из катушки и вращаясь, образуют режущую плоскость.

Оператор, по мере износа и ухудшения режущих свойств, может подать новые куски лески, несильным ударом головки по твердой поверхности.

Удар режущей головки по поверхности разблокирует стопор катушки и она, под воздействием центробежных сил, выдаст новый кусок лески (излишки которой обрубятся о стальной нож закрепленный на кожухе).

Дисковые ножи, обычно, применяются с прямыми штангами (способными передавать большой крутящий момент) и используются для резания многолетних растений, сорняков и кустарника с небольшим диаметром побегов.

Мощные модели, для резки кустарника, могут оснащаться трех-четырех зубным ножом в базовой комплектации (без головки с леской) и именоваться уже кусторезом, что не исключает возможности установки на эту модель режущей головки с леской.

Пластиковые ножи могут быть простые и сборные, со свободно вращающимися внутри режущими элементами.

Также производители допускают применение на своих мощных моделях многозубые фрезы, для особо тяжелых случаев.

Для приобретения дополнительного оборудования для своего мотоинструмента, необходимо выяснить некоторые параметры:

  • направление вращения вала;
  • направление вращения резьбы крепежного болта;
  • посадочный диаметр;
  • максимально допустимый диаметр.
  • Для замены катушки или диска, необходимо заблокировать приводной вал гвоздиком или нажать кнопку.

Обычно винтовое крепление вала имеет левую резьбу (чтобы не откручивался).

Производители оснащают мощные и тяжелые мотокосы системой ремней и карабинов для возможности подвеса тяжелого инструмента и манипуляции им.

Техническое обслуживание триммеров и мотокос

Двухтактные двигатели необходимо освобождать от остатков топлива (смеси бензина и масла для двухтактных двигателей).

Сливаем смесь из бачка, запускаем двигатель и вырабатываем топливо.

Четырехтактные двигатели не требуют подобных манипуляций.

Обращаем внимание на воздушный фильтр, на предмет его смачивания моторным маслом (читаем инструкцию) и продувки.

После дачного сезона, можно достать из топливного бака фильтр и почистить.

При наличии искрогасителя, не забываем его чистить, время от времени.

Электрокосы, в отношении регламентных работ и технического обслуживания, менее требовательны и ограничиваются только покупкой расходников (про редуктор мы уже говорили).

В следующей части хотелось бы рассмотреть инструмент, который придет на смену бензиновому и сетевому оборудованию, а именно аккумуляторные агрегаты….