Автоинструмент: виды, принцип работы, применение

Автоинструмент: виды, принцип работы, применение


Подшипники

Что требует меньших усилий- волочить или катить?

Естественно катить.

Поэтому по дорогам перемещаются автомобили на колесах, садовые тачки облегчают перемещение хозяйственных грузов, тяжелую бытовую технику оснащают роликами и даже офисные кресла обладают роликами, на которых можно, недалеко, ездить, даже не вставая.

Корабли по суше? Было. Но тащить просто по грунту довольно тяжело, а вот если подкладывать круглые бревна, заменяя трение скольжения на трение качения, то процесс заметно облегчался (хотя удовольствие ниже среднего).

Индейцы колесо не использовали (по некоторым источникам) и как то обходились только трением скольжения, то есть волокушами.

Древние египтяне и не очень древние остальные люди, использовали в повозках, телегах и колесницах подшипники скольжения, которые смазывали салом или дегтем (ведро со смазывающим веществом, подвешивали сзади телеги, для доступности и удобства).

Попытки использовать приспособления, способные не скользить, а катиться, начались задолго до нашей эры и продолжались все время, пока Фридрих Фишер не сконструировал машину для шлифования стальных шариков в 1853 году.

Изобретение послужило основой создания компании по производству подшипников (FAG), которая, благополучно существует и в наше время.

Развитие техники, промышленности, технологии привело к появлению множества конструкций и типоразмеров подшипников, с различными свойствами и областями применения.

Съёмник подшипников, 3-захватный STAYER, 43220-150

По принципу работы, подшипники делятся на:

  • подшипники скольжения (без элементов качения);
  • подшипники качения (с элементами качения-шариками, роликами, иглами и т.д.).

Легкость вращения и продолжительность эксплуатации подшипников качения, обусловлено тем, что сами тела качения и элементы подшипника с которыми они работают, созданы из очень твердого и износостойкого материала, поэтому потери на пластические и упругие деформации, а также трение (между шариками и сепаратором) - минимальны.

Множество конструкций подшипников качения можно разделить:

по геометрии тел качения:

  • шариковые;
  • роликовые (игольчатые).

по виду воспринимаемой нагрузки:

  • радиальные (с ограниченной осевой нагрузкой);
  • упорные (для восприятия только осевой нагрузки);
  • радиально- упорные (для восприятия и осевой и радиальной нагрузки, с использованием конических элементов и без).

по числу рядов тел качения:

  • однорядные;
  • двухрядные;
  • многорядные

допускающие изменение оси и не допускающие:

  • самоустанавливающиеся;
  • не самоустанавливающиеся

по материалу тел качения:

  • стальные;
  • гибридные (тела качения керамические).

Подшипники высокотехнологичные, высокоточные и ответственные элементы приборов и агрегатов, поэтому требуют квалифицированного обслуживания и замены (при необходимости).

Если подшипник определен как дефектный и выработавший свой ресурс, его можно аккуратно сбить с вала (заново устанавливать подшипник который подвергся ударным нагрузкам нельзя).Но при замене другого элемента (шестерня, шкив и т.д.), при необходимости возврата подшипника на место, процедура снятия должна проводиться без ударных нагрузок.

Хороший, качественный подшипник, достойного бренда может стоить очень дорого, а не ходовые размеры, могут быть и недоступны.

Кольца подшипников изготовляются из твердой, износостойкой, термообработанной, но довольно хрупкой стали (помните как добывали шарики с помощью молотка).

Чтобы не повредить шлифованную поверхность дорожки и не вызвать микротрещины (и не только микро) ударными нагрузками, необходимо применение съемника- винтового или гидравлического.

Набор Съемники стальные, для прикипевших гаек STAYER, 43213-H3

Съемники

Съемники применяются для демонтажа не только подшипников, они полезны для стягивания шестерен, втулок, фланцев, шкивов и остальных элементов, чья посадка с натягом допускает разборку.

Съемники могут быть механическими и гидравлическими.

Более простые механические съемники, требуют значительных осевых усилий и их ресурс зависит от качества стали, из которой они изготовлены, термообработки, конструкции и квалификации оператора. Если один из этих факторов не будет соответствовать сложности и усилиям проводимых манипуляций- инструмент долго не протянет.

Старые, заржавленные, закисшие соединения могут стать причиной поломки и качественного инструмента.

Гидравлические съемники дороже механических, но могут создавать значительные осевые усилия, необходимые для демонтажа собранных с натягом элементов.

В условиях промышленной сборки, внутреннее кольцо подшипника, для облегчения процесса запрессовки, может подвергаться кратковременному разогреву в индукционном нагревателе.

Разогретое кольцо расширяется и без усилий устанавливается на свое рабочее место. Естественно, остыв, кольцо с усилием охватывает вал, что обеспечивает посадку с натягом. Чтобы разобрать такое соединение необходимо создать мощное осевое усилие.

Гидравлические съемники

Гидравлические съемники, своей механической конструкцией захвата, напоминают винтовые, но осевое усилие создают не преображая вращательное движение винта в осевое, а поступательным движением штока гидравлического цилиндра под давлением рабочего тела (жидкости).

Принцип работы гидравлического съемника идентичен работе гидравлического домкрата, где нагнетание жидкости в рабочий цилиндр происходит плунжером (поршнем) меньшего диаметра, приводимого в действие рычагом.

Сохраняя основные принципы работы гидравлики, конструкционно съемники могут подразделяться на:

  • гидравлические съемники со встроенным насосом;
  • гидравлические съемники с выносным насосом (соединение гидравлического насоса с рабочим цилиндром осуществляется посредством рукава высокого давления)
  • гидравлический съемник хомутового типа;
  • универсальные гидравлические съемники.

Гидравлические съемники хомутового типа применяются для демонтажа разборных соединений, в случае невозможности использования инструмента с обычными захватами. Устройство может применяться для снятия деталей большого диаметра, а гидравлика развивает усилие на штоке до 50 тонн.

Механические съемники

Съёмник шаровых опор KRAFTOOL, 1-43371-29

Механические съемники могут быть разнообразных конструкций и предназначения, но основной элемент, это винтовой шток, создающий осевое усилие.

Конструкционно механические съемники можно разделить на:

  • скользящие с контропорой;
  • с подвижными по траверсе захватами (двухзахватные);
  • с коническим фиксатором захватов;
  • сепараторные;
  • универсальные (трехзахватные)

Диаметр силового винта может быть от 8 до 22 миллиметров и более.

Скользящий съемник

Применяется для демонтажа небольших (от 10 до 80 миллиметров) подшипников с захватом по наружному и внутреннему диаметрам.

При демонтаже подшипников, установленных по наружному кольцу, опирание на корпус обеспечивает рабочая скоба (контропора), а усилие создается винтом, который вытягивает гайку с захватными лапками. При демонтаже подшипника с вала, захватные лапки переставляют, для обеспечения захвата по наружному кольцу подшипника.

Осевое усилие создается винтом, который упирается в коническое углубление центра вала.

Механический съемник с поворотными (шарнирными) захватами

Механические съемники с поворотными захватами, являются простым, надежным и эффективным инструментом для демонтажа элементов механизмов установленных с натягом (подшипники, шкивы, шестерни, втулки и т.д. ).

Шарнирных (поворотных) захватов у этого вида съемников может быть два или три.

Инструмент известных брендов производят из хромованадиевой стали методом ковки, что обеспечивает высокую прочность рабочих захватов, которые могут переставляться, по необходимости, для съема по наружным или внутренним поверхностям подшипников, втулок и т.д.

Упорный винт производится с применением термообработки и обладает классом прочности не ниже 8.8.

Механические съемники с сепаратором (хомутом).

Съемники с хомутом применяются для демонтажа элементов установленных с натягом и неподдающиеся для снятия инструментами других конструкций, так как конусные элементы обладают способностью сдвигать демонтируемые детали при затягивании (стягивании) хомута винтами.

К сожалению этот тип съемников можно назвать специализированным инструментов из-за узкого диапазона размеров демонтируемых деталей.